Конец вечеринки: о короткой жизни жанра диско
Мы не раз слышали песню про город в стиле диско, но как зародился этот жанр? В материале разберемся, как диско
и ночные клубы стали поворотным моментом в поп-культуре
Диско и расцвет клубной культуры в целом возник благодаря и вопреки гомофобии, которая процветала в Соединенных Штатах: в 1960-х годах
гей-клубы были под запретом, и этот запрет распространялся в том числе на ночную жизнь. Геям было запрещено танцевать друг с другом в клубах: закон в штате Нью-Йорк требовал, чтобы мужчины танцевали
с женщинами. Stonewall Inn был одним из немногих заведений
в Манхэттене, где мужчины могли танцевать с другими мужчинами,
но завсегдатаи должны были довольствоваться заиканием музыкального автомата, а также регулярными полицейскими рейдами. В 1969 году
гей-сообщество (термин ЛГБТ+ стали использовать ближе к 1990-м годам) устроило восстание против полицейских рейдов и полицейского насилия. Сопротивление, которое длилось несколько дней, является не только важнейшим освободительным движением за права ЛГБТ+ в Соединенных Штатах, но и причиной зарождения жанра диско.

В ответ на восстание, владелец клуба Electric Circus пригласил геев разделить танцпол с гетерсексуалами, но приток ЛГБТ+ сообщества в этот клуб был минимальным. Ключевым моментом было открытие несколько ночных клубов в Нью-Йорке, где темнокожие женщины и мужчины, которые к тому же были представителям ЛГБТ+ сообщества, создали новую танцевальную культуру: до этого ночные клубы были андеграундными клубами, куда было сложно попасть, но теперь танцевать мог каждый.

Центральное место в клубной культуре 1970-х занимали диджеи: хороший диджей не только создавал особый танцевальный путь для посетителей клуба, но и чувствовал настроение толпы, выбирая записи, основываясь
на энергичности людей на танцполе, их жестов и криков. Все это создавало особую атмосферу ("the vibe"), которые представляли собой синергию людей и музыки.

Если говорить о жанре диско, то здесь в основном доминировали темнокожие исполнительницы: песни Донны Саммер, Глории Гейнор, Дайаны Росс и группы Labelle были главными хитами 70-х. Диско-исполнительницы не только добились значительного успеха
с коммерческой точки зрения, но и раскрыли женскую сексуальность
с помощью своих композиций. Секс и сексуальность стали главным фокусом этих песен, но в отличие от рока и кантри, диско-песни были сфокусированы на женском удовольствии.
Ночная жизнь становилась все более популярной среди знаменитостей
и законодателей моды. В 1975 году в Штатах насчитывалось около 2 тысяч ночных клубов, из которых 200-300 находились в Нью-Йорке. Это было
до того, как символ диско, «Студия 54», распахнул свои двери для всех желающих в 1977 году, а фильм «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой побил рекорд по кассовым сборам.

Диско не только изменил ночную жизнь, но и мужскую моду 70-х: теперь мужчинам нужно было держать себя в форме, чтобы носить облегающую и открытую одежду, а также уметь импровизировать на танцполе. Некоторые эксперты считают, что бросив вызов токсичной маскулинности
и традиционным американским ценностям, жанр диско был обречен
на провал. В 1979 году радиоведущий из Чикаго Стив Даль организовал «Ночь уничтожения диско» (Disco demolition night) в бейсбольном парке Чикаго.

«Во-первых, я не могу найти белый костюм, который бы подходил мне по фигуре, во-вторых, я ненавижу вкус пина-колады, у меня аллергия на золотые украшения, так что в этом [диско] ничего нет для меня».

Радиоведущий Стив Даль о том, почему он выступает против диско


К концу 1970-х многие издания критиковали жанр диско и клубную культуру, неразрывно связанную с диско, а продажи диско-пластинок резко упали. Ко всему этому началась эпидемия СПИДа, которая в первую очередь оказало большое влияние на гей-сообщество — главную аудиторию диско-клубов 70-х.

Однако несмотря на короткую жизнь жанра, диско, зарожденный темнокожими, латиноамериканцами и ЛГБТ+ сообществом, повлиял
на музыку и музыкальную индустрию в целом: невозможно представить современную поп-музыку сегодня без влияния диско.
Настя Багинова
Материал написан на основе нескольких видео-эссе и научных статей:

Disco Changed Everything. So Why Did It Die?
Why disco made pop songs longer
Echols A. Hot stuff: Disco and the remaking of American culture. – WW Norton & Company, 2010.
Lawrence T. Beyond the Hustle: 1970s Social Dancing, Discotheque Culture, and the Emergence of the Contemporary Club Dancer //Ballroom, Boogie, Shimmy Sham, Shake: A Social and Popular Dance Reader. – 2009. – С. 199-216.
Конец вечеринки: о короткой жизни жанра диско
Мы не раз слышали песню про город
в стиле диско, но как зародился этот жанр? В материале разберемся, как диско и ночные клубы стали поворотным моментом в поп-культуре
Диско и расцвет клубной культуры в целом возник благодаря и вопреки гомофобии, которая процветала в Соединенных Штатах:
в 1960-х годах гей-клубы были под запретом,
и этот запрет распространялся в том числе
на ночную жизнь. Геям было запрещено танцевать друг с другом в клубах: закон
в штате Нью-Йорк требовал, чтобы мужчины танцевали с женщинами. Stonewall Inn был одним из немногих заведений в Манхэттене, где мужчины могли танцевать с другими мужчинами, но завсегдатаи должны были довольствоваться заиканием музыкального автомата, а также регулярными полицейскими рейдами. В 1969 году гей-сообщество (термин ЛГБТ+ стали использовать ближе к 1990-м годам) устроило восстание против полицейских рейдов и полицейского насилия. Сопротивление, которое длилось несколько дней, является не только важнейшим освободительным движением за права ЛГБТ+ в Соединенных Штатах, но и причиной зарождения жанра диско.

В ответ на восстание, владелец клуба Electric Circus пригласил геев разделить танцпол
с гетерсексуалами, но приток ЛГБТ+ сообщества в этот клуб был минимальным. Ключевым моментом было открытие несколько ночных клубов в Нью-Йорке, где темнокожие женщины и мужчины, которые
к тому же были представителям ЛГБТ+ сообщества, создали новую танцевальную культуру: до этого ночные клубы были андеграундными клубами, куда было сложно попасть, но теперь танцевать мог каждый.

Центральное место в клубной культуре 1970-х занимали диджеи: хороший диджей не только создавал особый танцевальный путь для посетителей клуба, но и чувствовал настроение толпы, выбирая записи, основываясь на энергичности людей
на танцполе, их жестов и криков. Все это создавало особую атмосферу ("the vibe"), которые представляли собой синергию людей и музыки.

Если говорить о жанре диско, то здесь
в основном доминировали темнокожие исполнительницы: песни Донны Саммер, Глории Гейнор, Дайаны Росс и группы Labelle были главными хитами 70-х. Диско-исполнительницы не только добились значительного успеха с коммерческой точки зрения, но и раскрыли женскую сексуальность
с помощью своих композиций. Секс
и сексуальность стали главным фокусом этих песен, но в отличие от рока и кантри, диско-песни были сфокусированы на женском удовольствии.
Ночная жизнь становилась все более популярной среди знаменитостей
и законодателей моды. В 1975 году в Штатах насчитывалось около 2 тысяч ночных клубов, из которых 200-300 находились в Нью-Йорке. Это было до того, как символ диско, «Студия 54», распахнул свои двери для всех желающих в 1977 году, а фильм «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой побил рекорд
по кассовым сборам.

Диско не только изменил ночную жизнь,
но и мужскую моду 70-х: теперь мужчинам нужно было держать себя в форме, чтобы носить облегающую и открытую одежду,
а также уметь импровизировать на танцполе. Некоторые эксперты считают, что бросив вызов токсичной маскулинности
и традиционным американским ценностям, жанр диско был обречен на провал. В 1979 году радиоведущий из Чикаго Стив Даль организовал «Ночь уничтожения диско»
(Disco demolition night) в бейсбольном парке Чикаго.

«Во-первых, я не могу найти белый костюм, который бы подходил мне по фигуре,
во-вторых, я ненавижу вкус пина-колады,
у меня аллергия на золотые украшения,
так что в этом [диско] ничего нет для меня».

Радиоведущий Стив Даль о том, почему
он выступает против диско


К концу 1970-х многие издания критиковали жанр диско и клубную культуру, неразрывно связанную с диско, а продажи диско-пластинок резко упали. Ко всему этому началась эпидемия СПИДа, которая в первую очередь оказало большое влияние на гей-сообщество — главную аудиторию диско-клубов 70-х.

Однако несмотря на короткую жизнь жанра, диско, зарожденный темнокожими, латиноамериканцами и ЛГБТ+ сообществом, повлиял на музыку и музыкальную индустрию в целом: невозможно представить современную поп-музыку сегодня без влияния диско.
Настя Багинова
Материал написан на основе нескольких видео-эссе и научных статей:

Disco Changed Everything. So Why Did It Die?
Why disco made pop songs longer
Echols A. Hot stuff: Disco and the remaking of American culture. – WW Norton & Company, 2010.
Lawrence T. Beyond the Hustle: 1970s Social Dancing, Discotheque Culture, and the Emergence of the Contemporary Club Dancer //Ballroom, Boogie, Shimmy Sham, Shake: A Social and Popular Dance Reader. – 2009. – С. 199-216.

Подписывайтесь
на нас в соцсетях!

Подписывайтесь
на нас в соцсетях!

Made on
Tilda