Элла Фитцджеральд: Lady of the Song
Эллу Фитцджеральд называют одной из самых важных фигур в американской музыке: ее творчество вдохновило поколения знаменитых музыкантов, начиная с Фрэнка Синатры и заканчивая Леди Гагой. Разберемся, как менялась карьера джаз-исполнительницы
В ноябре 1934 года 16-летняя Элла хотела выступить на сцене театра «Аполлон» в Нью-Йорке, но так испугалась местной танцевальной группы «Сестры Эдвардс», что решила не танцевать, а петь. Она исполнила песни Judy и The Object of My Affection джазового музыканта Лайонела Хэмптона. Толпа в театре освистала ее, потому что певица явно очень волновалась
и была в грязном сером платье. Несмотря на это, она выиграла соревнование: главным призом был шанс выступать в «Аполлоне»
в течение недели, но этот приз Элла так и не получила.
«Меня называли "величайшей маленькой танцовщицей в Йонкерсе",
а [в театре] были две танцовщицы, их называли сестрами Эдвардс,
и они выступали в «Аполлоне». Когда я увидела, как они танцуют,
я подумала: "Я ни за что не выйду на эту сцену в попытках что-то станцевать, потому что они [«Сестры Эдвардс»] затмят всех". Потом мужчина говорит мне: "Выходи на сцену и сделай уже что-нибудь!".
И я спела. И все сказали: "Надо же, эта девочка умеет петь!"»
Голос и талант Эллы в «Аполлоне» был замечен и спустя год она вместе
с певцом Тини Брэдшоу она выступила в оперном театре Гарлема.
Там Эллу представили барабанщику Чику Уэббу, который как раз искал певицу для своего оркестра. Чик раздумывал над кандидатурой Эллы:
он считал, что она слишком неуклюжая и неухоженная. Но Чик все-таки решил взять ее. Во время тура участники группы курили марихуану,
но Элла никогда не принимала наркотики: вместо этого она уходила
в конец автобуса и накрывала свою голову пальто, создавая свою собственную систему фильтрации.

Вместе группа записала несколько песен, среди которых Love and Kisses
и (If You Can't Sing It), You Have to Swing It (Mr. Paganini). Последняя песня стала хитом и каждый джазовый коллектив хотел сотрудничать с Эллой.
Но настоящим прорывом в карьере Эллы стала песня A-Tisket, A-Tasket, которую она написала в соавторстве с Ван Александром. Песня, похожая
на детский стишок, заняла первое место в музыкальных чартах, а саму певицу сделала национальной сенсацией.
Американская певица Лина Хорн сказала, что «после этой песни целое поколение американских певиц искало эту чертову желтую корзину».

В 1939 году лидер оркестра Чик умер от туберкулеза и группу переименовали в Ella and Her Famous Orchestra — теперь роль лидера
на себя взяла Элла. Вместе они записали больше 150 песен, но разногласия внутри группы, позиция исполнительницы в оркестре и начало Второй мировой войны в 1942 году привели к распаду оркестра Уэбба.

Конец эпохи свинга и снижение количества гастролирующих джазовых оркестров привели к изменениями и в джазовой музыке: жанр бибопа начал набирать популярность и Элла начала включать скэт-пение (вид импровизированного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкального инструмента) в свой репертуар. Ее на тот момент менеджер Мо Гейл советовал певице придерживаться привычного репертуара, который сделал ее звездой и не экспериментировать
со скэт-пением. Несмотря на это, песни Эллы, где она использовала скэт, были очень популярны и сделали из нее ведущую джазовую вокалистку того времени.
1950-е года оказались поворотными для Эллы: именно в этом году она впервые выступит в клубе Macombo, совершит первый тур по Австралии
и запишет легендарные альбомы Song Books.

В 1954 году Элла вместе с Бадди Ричи, Арти Шоу и Джерри Колонном ездила по Австралии в рамках шоу американского промоутера Ли Гордона и концерты имели большой успех у австралийской публики. В 1955 году Элла активно выступала с концертами и в Америке и по ее словам, этот момент был поворотным для ее карьеры. Тогда она пела только в жанре бибоп, но новый менеджер Норман Гранц убедил ее поменять репертуар
и попробовать что-то новое. В 1956 году вышел первый альбом Song Book под названием Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book, в котором Элла в сопровождении студийного оркестра пела песни, написанные Коулом Портером.

В 1955 году Элла впервые выступила в ночном клубе Mocambo в Голливуде. Несмотря на то, что до Эллы в клубе выступали темнокожие артисты (Херб Джеффрис, Эрта Китт, Джойс Брайант), клуб не торопился сотрудничать
с певицей: владелец клуба считал, что полная темнокожая певица недостаточно гламурна для того, чтобы привлечь посетителей. Мэрилин Монро, большая фанатка творчества Эллы, уговорила хозяина пригласить исполнительницу, пообещав, что будет сидеть в первом ряду каждый вечер. Свое общение Мэрилин сдержала и после этого, по словам Эллы,
ей больше не приходилось выступать в маленьких джазовых клубах.

Начав свою карьеру в 17 лет, Элла Фитцджеральд продолжала работать и выступать на протяжении 7 десятилетий: за это время она выпустила около 90 (!!!) альбомов, выиграла 13 премий Грэмми (в том числе премию Грэмми за жизненные достижения), получила почетные степени в Гарварде и Йеле, Президентскую медаль Свободы, а большинство критиков и фанатов джаза считают Эллу одной из самых лучших джазовых вокалисток
в истории.
Почитать и посмотреть по теме:

Icons of Black America: Breaking Barriers and Crossing Boundaries, Matthew C. Whitaker, 2011
Ella Fitzgerald: Just One of Those Things (2019), BBC
Ella Fitzgerald Interview 1974 Brian Linehan's City Lights
Ella Fitzgerald on her career & forbidden love, 1980: CBC Archives | CBC
Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79
How Ella Fitzgerald Turned Forgotten Lyrics Into One Of Her Best Performances Ever
Элла Фитцджеральд, 1979
«Первая Леди Свинга Элла Фицджеральд стала настоящей сенсацией»
Журнал Downbeat, 1938 год
«Каждый раз, когда я слушаю A-Tisket, A-Tasket, я слышу голос маленькой девочки. Мне смешно, потому что я была такой худой
и маленькой, но без этого детского голоса ничего бы не произошло»
Элла Фитцджеральд
«Одна из самых влиятельных вокальных джазовых записей десятилетия… Где другие певцы, в первую очередь Луи Армстронг, пробовали подобную импровизацию, никто до мисс Фицджеральд не использовал эту технику с такой ослепительной изобретательностью»
The New York Times о песне Flying Home, 16 июня 1996
«...теперь нужно стараться лучше...Я благодарна за все полученные награды, но это не должно вскружить мне голову. Я стремлюсь стать лучше и пока люди хотят меня слушать, я готова работать дальше»
Элла Фитцджеральд, 1980
Элла Фицджеральд и Мэрилин Монро в клубе «Тиффани», 1954
Фото: Getty Images
Настя Багинова
Изображение на обложке: Foto Ben van Meerendonk / AHF, collectie IISG, Amsterdam
Элла Фитцджеральд: Lady of the Song
Эллу Фитцджеральд называют одной из самых важных фигур в американской музыке: ее творчество вдохновило поколения знаменитых музыкантов, начиная с Фрэнка Синатры
и заканчивая Леди Гагой.
Разберемся, как менялась карьера джаз-исполнительницы
Почитать и посмотреть по теме:

Icons of Black America: Breaking Barriers and Crossing Boundaries, Matthew C. Whitaker, 2011
Ella Fitzgerald: Just One of Those Things (2019), BBC
Ella Fitzgerald Interview 1974 Brian Linehan's City Lights
Ella Fitzgerald on her career & forbidden love, 1980: CBC Archives | CBC
Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79
How Ella Fitzgerald Turned Forgotten Lyrics Into One Of Her Best Performances Ever
Настя Багинова

The New York Times о песне Flying Home,
16 июня 1996

«Одна из самых влиятельных вокальных джазовых записей десятилетия… Где другие певцы, в первую очередь Луи Армстронг, пробовали подобную импровизацию, никто до мисс Фицджеральд не использовал
эту технику с такой ослепительной изобретательностью»
«Каждый раз, когда я слушаю A-Tisket,
A-Tasket, я слышу голос маленькой девочки. Мне смешно, потому что я была такой худой
и маленькой, но без этого детского голоса ничего бы не произошло»
Элла Фитцджеральд
Журнал Downbeat, 1938 год
«Первая Леди Свинга Элла Фицджеральд стала настоящей сенсацией»
Элла Фитцджеральд, 1979
«Меня называли "величайшей маленькой танцовщицей в Йонкерсе", а [в театре] были две танцовщицы, их называли сестрами Эдвардс, и они выступали в «Аполлоне». Когда я увидела, как они танцуют,
я подумала: "Я ни за что не выйду на эту сцену в попытках что-то станцевать, потому что они [«Сестры Эдвардс»] затмят всех". Потом мужчина говорит мне: "Выходи на сцену и сделай уже что-нибудь!". И я спела. И все сказали: "Надо же, эта девочка умеет петь!"»
Американская певица Лина Хорн сказала,
что «после этой песни целое поколение американских певиц искало эту чертову желтую корзину».

В 1939 году лидер оркестра Чик умер
от туберкулеза и группу переименовали в Ella and Her Famous Orchestra — теперь роль лидера на себя взяла Элла. Вместе они записали больше 150 песен, но разногласия внутри группы, позиция исполнительницы
в оркестре и начало Второй мировой войны
в 1942 году привели к распаду оркестра Уэбба.

Конец эпохи свинга и снижение количества гастролирующих джазовых оркестров привели
к изменениям и в джазовой музыке: жанр бибопа начал набирать популярность и Элла начала включать скэт-пение (вид импровизированного джазового вокализа,
в котором голос используется для имитации музыкального инструмента) в свой репертуар. Ее на тот момент менеджер Мо Гейл советовал певице придерживаться привычного репертуара, который сделал ее звездой,
и не экспериментировать со скэт-пением. Несмотря на это, песни Эллы, где она использовала скэт, были очень популярны
и сделали из нее ведущую джазовую вокалистку того времени.
Но настоящим прорывом в карьере Эллы стала песня A-Tisket, A-Tasket, которую она написала в соавторстве с Ван Александром. Песня, похожая на детский стишок, заняла первое место в музыкальных чартах, а саму певицу сделала национальной сенсацией.
Голос и талант Эллы в «Аполлоне» был замечен и спустя год она вместе с певцом Тини Брэдшоу выступила в оперном театре Гарлема. Там Эллу представили барабанщику Чику Уэббу, который как раз искал певицу
для своего оркестра. Чик долго раздумывал над кандидатурой Эллы: он считал, что
она слишком неуклюжая и неухоженная.
Но затем все-таки решил взять ее.
Во время тура участники группы курили марихуану, но Фитцджеральд никогда
не принимала наркотики: вместо этого она уходила в конец автобуса и накрывала свою голову пальто, создавая собственную систему фильтрации.

Вместе группа записала несколько песен, среди которых Love and Kisses и (If You Can't Sing It), You Have to Swing It (Mr. Paganini). Последняя песня стала хитом и каждый джазовый коллектив хотел сотрудничать
с Эллой.
В ноябре 1934 года 16-летняя Элла хотела выступить на сцене театра «Аполлон»
в Нью-Йорке, но так испугалась местной танцевальной группы «Сестры Эдвардс»,
что решила не танцевать, а петь.
Она исполнила песни Judy и The Object of My Affection джазового музыканта Лайонела Хэмптона. Толпа в театре освистала ее, потому что певица явно очень волновалась и была
в грязном сером платье. Несмотря на это, она выиграла соревнование: главным призом был шанс выступать в «Аполлоне» в течение недели, но этот приз Элла так и не получила.
1950-е года оказались поворотными для Эллы: именно в это время она впервые выступит
в клубе Macombo, совершит первый тур
по Австралии и запишет легендарные альбомы Song Books.

В 1954 году Элла вместе с Бадди Ричи, Арти Шоу и Джерри Колонном ездила по Австралии в рамках шоу американского промоутера
Ли Гордона, и концерты имели большой успех у австралийской публики. В 1955 году Элла активно выступала с концертами и в Америке и по ее словам, этот момент был поворотным для ее карьеры. Тогда она пела только в жанре бибоп, но новый менеджер Норман Гранц убедил ее поменять репертуар и попробовать что-то новое. В 1956 году вышел первый альбом Song Book под названием Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book,
в котором Элла в сопровождении студийного оркестра пела песни, написанные Коулом Портером.

«...теперь нужно стараться лучше...
Я благодарна за все полученные награды,
но это не должно вскружить мне голову.
Я стремлюсь стать лучше и пока люди хотят меня слушать, я готова работать дальше»

Элла Фитцджеральд, 1980
В 1955 году Элла впервые выступила в ночном клубе Mocambo в Голливуде. Несмотря на то, что до нее в клубе выступали темнокожие артисты (Херб Джеффрис, Эрта Китт, Джойс Брайант), владелец не торопился сотрудничать с Фитцджеральд: он считал, что полная темнокожая певица недостаточно гламурна для того, чтобы привлечь посетителей. Мэрилин Монро, большая фанатка творчества Эллы, уговорила хозяина пригласить исполнительницу, пообещав, что будет сидеть в первом ряду каждый вечер. Свое общение Мэрилин сдержала и после этого, по словам Эллы, ей больше не приходилось выступать
в маленьких джазовых клубах.

Начав свою карьеру в 17 лет, Элла Фитцджеральд продолжала работать
и выступать на протяжении 7 десятилетий:
за это время она выпустила около 90 (!!!) альбомов, выиграла 13 премий Грэмми
(в том числе премию Грэмми за жизненные достижения), получила почетные степени
в Гарварде и Йеле, Президентскую медаль Свободы, а большинство критиков и фанатов джаза считают Эллу одной из самых лучших джазовых вокалисток в истории.
Элла Фитцджеральд и Мэрилин Монро в клубе «Тиффани», 1954
Фото: Getty Images
Изображение на обложке: Foto Ben van Meerendonk / AHF, collectie IISG, Amsterdam
Подписывайтесь
на нас в соцсетях!

Подписывайтесь
на нас в соцсетях!

Made on
Tilda