Вудсток-1969: самый большой
праздник любви и музыки
Эпоха рок-н-ролла закончилась всего
за три дня летом 1969 года, когда
на ферме в городке Бетел прошел культовый фестиваль Вудсток. Люди всех субкультур собрались в одном месте, чтобы претворить в жизнь лозунг
«Мир, любовь и счастье». В новом материале рассказываем историю Вудстока и вспоминаем исполнительниц, которые выступили на сцене самого большого музыкального фестиваля
в истории (спойлер — их не так много)
Вудстокскую ярмарку музыки и искусств организовали четверо молодых людей: Майкл Лэнг, Арти Корнфилд, Джон Робертс и Джоэл Розенман. Лэнг и Корнфилд были страстными любителями музыки. Они мечтали открыть свою музыкальную студию, эдакий «райский хиппи-уголок», где талантливые музыканты могли бы творить сколько и что душе угодно.
А Робертс и Розенман в это же время мучались вопросом, куда бы выгодно вложить свои деньги. Поломав голову какое-то время, они разместили объявление в The New York Times о том, что ждут интересных предложений от тех, у кого есть идея, но нет капитала. Некоторое время спустя произошла судьбоносная встреча Майкла, Арти, Джона и Джоэла, а еще позже идея открытия музыкальной студии переросла в другой план: организовать музыкальный фестиваль на 50 тысяч человек.
Провести мероприятие планировалось
в Вудстоке, но подходящего места там
не нашлось — а вот название за фестивалем закрепилось. Следующим вариантом стал парк «Миллз» в Уоллкилле, но местные власти отказывали организаторам в согласовании. Они даже ввели запрет на собрания больше
5 тысяч человек, а вскоре запретили и сам фестиваль, обосновав это тем, что установка туалетных кабинок «противоречит моральным ценностям города». Наконец случилось чудо,
и пространство для фестиваля предоставил фермер Макс Ясгур, который, как и сами организаторы, не ожидал того, во что в итоге вылилась вся эта затея.
Из-за постоянных неурядиц с местом проведения Вудстока подготовка
к фестивалю затянулась — в некоторых местах не успели достроить кассы, заборы
и ограждения. А между тем первые гости, пройдя бесплатно через дыры в заборе, уже начали ставить палатки у сцены, за два дня
до начала ярмарки. 50 тысяч человек собрались 13 августа, а официально Вудсток стартовал только 15. Слухи о том, что
на фестиваль можно попасть просто так, быстро распространились, и толпы меломанов устремились в сторону Бетела, создавая огромный затор на дороге. Многие просто выходили из автомобилей и шли пешком.
В итоге, по подсчетам полиции,
на Вудстокском фестивале было около
500 тысяч человек. Сами гости называют другое число — 800 тысяч.
Так неожиданно для себя и для всех остальных Лэнг, Корнфилд, Робертс и Розенман создали, возможно, самый великий музыкальный фестиваль в истории. Вудсток стал местом абсолютной свободы и любви. Несмотря
на нехватку питьевой воды, еды
и антисанитарию, люди были счастливы находиться там и получить возможность
не только раствориться в музыке
и предаться различным наслаждениям,
но и высказать свою политическую позицию
о том, что мир без насилия возможен. 15, 16 и 17 августа 1969 года стали временем, когда хиппи-движение достигло своего пика.
Несмотря на все форс-мажоры, фестиваль начался всего на час позже, чем планировалось. В разные дни на сцену выходили The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Джими Хендрикс и другие пионеры психоделического рока. The Beatles
и The Doors выступать отказались, но Джордж Харрисон и Джон Денсмор, ударник The Doors, приехали в качестве гостей. Позже Денсмор говорил, что сожалеет о том, что группа
не выступила на «крупнейшем из когда-либо забабаханных концертов». Всего за три дня прошло 32 выступления соло-музыкантов
и групп. Всего десять женщин выступили
на фестивале. Из них пятеро девушек были второстепенными музыкантами в составе групп: Майя Кулкарни (выступала вместе
с Рави Шанкаром), Роуз Стоун и Синтия Робертсон (Sly and the Family Stone), Кристина МакКехни и Роуз Симпсон (The Incredible String Band). Но даже невзирая на то, что рок-музыка все еще была преимущественно мужской, женщины Вудстока смогли доказать, что
они могут выступать не хуже, а иногда даже лучше мужчин.
Джоан Баэз
Идея пацифизма и мира во всем мире прошла через Вудсток красной нитью. Но Джоан Баэз была единственной, кто высказал свое мнение
о Вьетнамской войне прямо. Джоан была
на шестом месяце беременности во время выступления, а ее муж Дэвид Харрис в это время сидел в тюрьме за то, что отказался ехать на войну.
Нэнси Невинс (Sweetwater)
Sweetwater должны были выйти на сцену первыми. Но из-за транспортного коллапса, который случился на подъездах к месту проведения фестиваля, Нэнси и Ко пришлось лететь к сцене на вертолете. Спустя несколько месяцев после Вудстока Нэнси попала
в автомобильную аварию, после которой
ее голосовые связки сильно повредились.
MelanieФолк-певица Мелани Сафка выступила
в первый день фестиваля под проливным дождем. Мелани исполнила 25-минутный акустический сет, во время которого люди стали поднимать в воздух свечи. Позже Мелани напишет песню, посвященную Вудстоку, — Lay Down (Candles in the Rain).
Дженис Джоплин
Выступление на фестивале было не лучшим
в карьере Дженис Джоплин. Из-за технических проблем певица была вынуждена ждать своего выступления несколько часов.
Это время она коротала за выпивкой
и веществами. Дженис была так разочарована своим выступлением, что отказалась включать его в оригинальный фильм о Вудстоке
и саундтрек к нему. Но лидер The Who Пит Таунсенд позже писал в своих мемуарах,
что даже в нетрезвом состоянии «Дженис была великолепна».
Грейс Слик (Jefferson Airplane)
Группа Jefferson Airplane должна была выступить в 10 часов вечера в субботу.
Но все не всегда идет по плану — на сцену музыканты вышли только в 7:30 утра следующего дня. Представляя группу, Грейс сказала, что слушателей ждет «новый рассвет». Вокалистка была не в восторге от организации фестиваля, но выступление все равно получилось.
Посмотреть и почитать по теме:
Вудсток: Три дня, изменившие
поколение (2019)
Штурмуя Вудсток (2009)
Э. Тайбер «Взятие Вудстока»
Изображение на обложке: TXEMARI